Как правильно расположить оборудование в торговом зале

Конкурентоспособность перспективность торгового предприятия во многом определяется грамотным размещением оборудования в магазине. Большую роль в увеличении посещаемости играет эстетичность и удобство оформления зала. Если покупатель может комфортно передвигаться по залу, спокойно рассматривая и выбирая товар, он обязательно снова вернется в магазин и станет постоянным клиентом.

За рубежом размещение торгового оборудования доверяют мерчендайзерам. В нашей стране эти специально обученные люди работают, в основном, в супер- и гипермаркетах. Но они обычно занимаются раскладкой товара, а оборудование в торговых залах расставляют владельцы и дизайнеры, из-за чего площади используются неэффективно. Поэтому в дальнейшем часто приходится нанимать специалистов для оптимизации работы магазина, что требует дополнительных финансовых вложений. Правильно расположенные витрины и стеллажи могут значительно повлиять на увеличение товарооборота, на стимулирование клиентов к совершению незапланированных покупок. Грамотная планировка позволяет обеспечить:

  • рациональное движение потока покупателей;

  • эффективное использование площади магазина;

  • сокращение времени клиента на поиск нужной продукции;

  • комфортные условия для работников торгового зала;

  • стимулирование совершения импульсивных (незапланированных) покупок.

picture-statiya1.jpg

Рациональное расположение островных стеллажей

Чтобы размещение торгового оборудования позволило добиться максимального результата, при его расстановке следует обратить внимание на несколько факторов:

  • форма зала в торговой точке;

  • оптимальная схема размещения оборудования;

  • особенности размещения стеллажей для магазинов различного типа;

  • удобство клиентов при совершении покупок;

  • основные требования к торговому оборудованию.

Если учесть все необходимые моменты, демонстрационная площадь будет задействована в полном объеме, что позволит привлечь внимание клиентов к товару. 

Форма торгового зала

Форма торгового зала во многом зависит от помещения, в котором он располагается. Проще всего осуществить расстановку торгового оборудования в отдельно стоящем, специально спроектированном под магазин, здании. Здесь залы имеют обычно квадратную или прямоугольную формы. Но иногда торговая точка располагается в пристроенных или встроенных помещениях, где возможно наличие стен разной длины, колонн и т.д. В этих случаях размещению оборудования следует уделить особое внимание, чтобы было удобно и потребителям, и работникам магазина. Существуют определенные нормы для расстановки стеллажей в торговых залах:

  • большинство посетителей магазинов начинают перемещение по правой стороне от турникета;

  • основная часть зала (около 60%) должна быть выделена клиентам для удобного доступа к прилавкам и витринам;

  • необходимо акцентирование «горячих зон», где товар представлен наиболее привлекательно;

  • товар повышенного спроса располагают чаще всего в мертвых зонах, ведь за нужной продукцией покупатель доберется всегда. А по ходу движения он может заинтересоваться и другими товарами, импульсивно совершая покупки, что значительно увеличивает среднюю стоимость чека.

picture-statiya2.jpg

Форма зала во многом определяет схему размещения торгового оборудования

Для грамотного размещения оборудования нужно рассмотреть все варианты применительно к имеющейся торговой точке. Как правило, супер- и гипермаркеты компонуются унифицированными стеллажами по единой схеме. В небольших магазинах торговые стеллажи могут быть расставлены в зависимости от возможностей владельца. Некоторые торговые точки – маленькие булочные, ювелирные отделы – требуют установки прилавков и пристенных стеллажей.

Принципы типового размещения оборудования

Правильное структурирование торгового зала в больших магазинах самообслуживания зависит от ассортимента товара и конфигурации помещения. Все оборудование должно быть расположено понятным и комфортным для покупателя образом. При расстановке стеллажей необходимо обратить внимание на следующие пропорции: 

  • возле высоких стеллажей оставляют широкий проход;

  • для перемещения клиентов только с покупательскими корзинками оставляют расстояние 0,8 м по ширине;

  • наличие тележек требует увеличения расстояния от 1,4 до 2 м;

  • при низких стеллажах оптимальное пространство возле них должно быть не менее 1 м.

Существует несколько способов размещения оборудования в торговых залах – выставочный, линейный, боксовый и смешанный. В магазинах самообслуживания чаще всего используют линейную расстановку стеллажей, поскольку с ее помощью упрощается регулировка направления потока клиентов. Построение островных стеллажей по определенным линиям обеспечивает лучший обзор зала и удобное расположение кассового узла. А покупатели получают свободный доступ к товару и возможность осуществления самостоятельно комплексных покупок при минимальных потерях времени.

picture-statiya3.jpg

Комбинированная, поперечная и продольная расстановка оборудования

Линейная планировка может быть выполнена в трех вариантах:

  • продольная, когда стеллажи выставляются вдоль торгового помещения;

  • поперечная, предполагающая размещение оборудования перпендикулярно входу;

  • смешанная, которая объединяет в себе продольные и поперечные линии.

Использование каждого вида планировки зависит от величины и формы зала. При небольшой глубине помещения (до 10 м) целесообразно установить оборудование вдоль боковых стен, возле которых дополнительно расставляются, например, хлебные или кондитерские стеллажи. Если глубина помещения больше, то лучше использовать поперечный способ планирования. Это наиболее распространенная расстановка оборудования. Иногда стеллажи размещают по диагонали, что выглядит стильно и привлекательно, но значительно уменьшает торговую площадь. Такую расстановку могут себе позволить магазины, торгующие элитным товаром.

В магазинах, реализующих одежду, используется размещение оборудования по типу «петля». Это боксовый способ организации пространства. Различные секции располагаются таким образом, чтобы покупатель двигался по замкнутой петле от входа до кассы, посещая все отделы и имея возможность спокойно рассмотреть весь товар.

На выходе из зала размещаются кассовые боксы, возле которых обычно собирается очередь, и покупатели имеют возможность «прихватить» еще что-нибудь. Поэтому возле касс устанавливают дополнительные островные стеллажи с привлекательным товаром. Недалеко от касс ставят столы для упаковки товара и модульные шкафы для хранения вещей покупателей.

Планировка небольших магазинов самообслуживания

Линейное расположение оборудования представляется нерациональным для магазинов с малой площадью. Поэтому здесь используется выставочный вариант или «фристайл». Выставочная планировка позволяет эффективно разместить продукцию в магазинах, торгующих по образцам – ткани, линолеум, предметы интерьера, обои, техника, светильники. Для этого используются сочетания различных видов торгового оборудования – островные и угловые стеллажи, витрины, прилавки.

«Фристайл» позволяет разместить прилавочные зоны, манекены, стойки в любом порядке. При таком расположении оборудования у персонала есть возможность активно работать с ним – менять интерьер, выделять наиболее важный товар, регулируя поток покупателей.

Кассы в небольших торговых точках размещаются обычно сбоку от входа или напротив него. Это увеличивает площадь «золотого треугольника», то есть той части зала, где пересекаются линии, соединяющие вход, противоположную стену и кассу. Иногда одной из вершин треугольника становится зона товара, пользующегося наибольшим спросом.

Каким должно быть оборудование

Прежде чем приобретать торговое оборудование или решать проблемы с его размещением, стоит изучить требования стандартов, применяемых к торговой мебели. Это целая группа, к которой относятся следующие требования:

  • Эксплуатационные. Оборудование должно соответствовать своему назначению, иметь высокое качество материала изготовления и надежно исполнять свои функции.

  • Экономические. Оборудование должно быть простым, экономичным в эксплуатации, со стандартными деталями и комплектующими, невысокой стоимостью.

  • Эргономические. Вся торговая мебель должна быть предельно удобна в эксплуатации. Сюда относятся габариты стеллажей, при конструировании которых должны быть учтены средние пропорции человека. Эргономичное оборудование обеспечивает свободный доступ, четкий обзор и удобство для работы персонала.

  • Эстетические. В эстетическом плане приобретаемая мебель должна гармонировать с общим дизайном магазина по форме, цветовой гамме, декоративной отделке. Привлекательность оборудования зала и оптимальные цветовые сочетания дают возможность повысить интерес покупателя, улучшить его психоэмоциональное настроение и тем самым простимулировать к совершению покупок.

  • Санитарно-гигиенические. Только качественная мебель, выполненная в соответствии с санитарными нормами, способна обеспечить здоровый климат в магазине. Все полки и стеллажи выполняются из материалов, которые легко поддаются чистке и дезинфекции.

Торговое оборудование компании «Макстил» соответствует всем выше перечисленным требованиям.

Если тщательно разобраться во всех тонкостях по приобретению и расстановке торгового оборудования, можно самостоятельно создать идеальный магазин.